Колесные пары к контактным электровозам

Колесная пара является наиболее ответственным узлом в тележке и от надежности ее работы зависит безопасность движения. Колесная пара направляет электровоз по рельсовому пути, передает силу тяги, развиваемую электровозом, и тормозную силу при торможении, воспринимает статические и динамические нагрузки, возникающие между рельсом и колесом, и преобразовывает вращающий момент тягового двигателя в поступательное движение электровоза.

Колесная пара состоит из оси, колесных центров, бандажей, бандажных колец, зубчатых колес.

Колесная пара является ответственным узлом электровоза, так как она воспринимает жестко все удары от неровностей пути как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении и в свою очередь сама жестко воздействует на путь. Поэтому непрерывный контроль и наблюдение за работой колесной пары, а также тщательный уход за ней являются важнейшими обязанностями электровозной бригады и залогом безопасности работы электровоза.

Колесные пары к контактым электровозам различают по способу подвешивания тягового двигателя.При опорно-центровом и опорно-рамном подвешивании тягового электродвигателя передачу крутящего момента от него к колесной паре осуществляют при помощи упругих муфт, обеспечивающих относительное перемещение колесной пары и тягового двигателя. В таких конструкциях ведомая шестерня с осью колесной пары не связана. При опорно-осевом подвешивании большое зубчатое колесо непосредственно напрессовано на ось колесной пары или на удлиненную ступицу колесного центра. Колесные пары локомотивов преимущественно используют с внешними шейками, в этом случае колеса располагают внутри рам тележек. Исключение составляют тепловозы, в которых усилия от тягового двигателя к движущей паре передаются при помощи спарниковой передачи. При такой передаче пальцы кривошипов колесных центров для спарникового механизма вынуждают располагать колеса снаружи рам. Колесные пары в зависимости от конструкции колесного центра классифицируют также на спицевые, дисковые стальные литые и катаные. Спицевые и дисковые относятся к числу сборных, они состоят из колесного центра, бандажа и укрепляющего кольца. Такие колеса нашли широкое применение в локомотивостроении.